Щука по-таракановски сквозь призму Таро
— Посмотрите, — продолжала княгиня. — С первого взгляда кажется, что перед нами настоящий дракон — так уверяют чувства. Но на самом деле это несколько разных рыб, которые при жизни даже не были знакомы, а теперь просто пришиты друг к другу. Куда ни ткни дракона, всюду будет щука. Но все время разная. Первая, так сказать, плакала в церкви, вторая стрелялась на дуэли из-за панталон. А когда невидимые повара сшили их вместе, получилось создание, которое существует только в обманутом воображении — хотя воображение и видит этого дракона вполне ясно...
В романе Виктора Пелевина "t" концепция многобожия, озвученная княжной Таракановой, представляет собой оригинальную и философскую трактовку религиозного мировоззрения. Согласно её взглядам, мир полон различных богов, каждый из которых соответствует какому-то определённому аспекту жизни, человеку или событию. В её концепции важна идея, что боги не являются всеобъемлющими или вечными существами, которые управляют миром извне. Напротив, эти боги возникают спонтанно, в зависимости от того, кому или чему человек оказывает внимание, на что направлен его внутренний мир. Эти боги существуют только до тех пор, пока люди о них помнят, пока их поклонение и вера поддерживают их. Как только человек перестаёт уделять внимание какому-то аспекту реальности или событию, соответствующий бог исчезает. Это символизирует динамическую природу человеческого сознания и восприятия мира, где реальность создаётся и поддерживается нашим вниманием, верой и мыслями. Также в этом многобожии присутствует идея относительности каждого божества. Не существует абсолютного Бога, который бы представлял истину или управлял всем сущим, а есть только субъективные, временные боги, появляющиеся и исчезающие по мере изменений в сознании и восприятии человека. Эта концепция перекликается с общей философской линией романа Пелевина, которая исследует вопросы природы реальности, иллюзорности нашего восприятия и роли сознания в создании мира.
Если посмотреть на вышеописанное сквозь призму Таро, легко заметить что концепция многобожия княжны Таракановой может удачно коррелировать с символикой старших Арканов Таро. Каждый Аркан, подобно божествам в её представлении, воплощает отдельный архетип или аспект бытия, которые проявляются в сознании человека в определённые моменты жизни. Старшие Арканы в Таро — это как своеобразные боги, возникающие в конкретные периоды, когда мы обращаем на них внимание, проходим через их уроки или взаимодействуем с их символикой. Например, когда в раскладе выпадает Маг — это момент осознания силы воли и контроля над реальностью, в то время как Башня символизирует разрушение старых структур и начало перемен. В каком-то смысле, как и в концепции многобожия, каждый Аркан "оживает", когда его энергия становится релевантной для нашей жизни и уходит на задний план, когда урок или переживание пройдено. Также, каждый старший Аркан, как и божество, не является универсальным и вечным, он отражает только одну сторону жизни или определённое состояние сознания. Вместе они формируют многослойную картину реальности, напоминая, что истина и человеческий опыт состоят из множества отдельных граней и этапов.
Такой взгляд облегчает понимание того, как Таро работает на архетипическом уровне, и как каждый из старших Арканов может быть воспринят как временный, но мощный "бог", с которым мы вступаем во взаимодействие в нужный момент нашей жизни.